Валерий Ворона дал интервью газете «Музыкальный клондайк»
Московскому молодёжному камерному оркестру в 2018 году исполняется 15 лет. Талантливый коллектив приобрёл популярность в России и за рубежом. О гастролях, репертуарной политике и творческих планах рассказывает художественный руководитель оркестра Валерий Ворона – дирижёр, скрипач и ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова.
— Расскажите, пожалуйста, чем покоряет искушённую европейскую публику Московский молодёжный камерный оркестр?
— Мы в хорошем смысле слова «обманываем» ожидания публики, которая идёт слушать учебный, студенческий коллектив, а слышит по-настоящему профессиональное звучание. Плюс – красивые молодые лица, юношеский задор и свежесть чувств… Всё вместе взятое приятно удивляет зрителей, которые не жалеют ладоней!
Когда мы создавали этот коллектив, то изначально понимали, что он сможет занять заметное место в концертной жизни, если только будет соответствовать профессиональному уровню эталонных коллективов, но главное – обретёт собственное творческое лицо, свой исполнительский почерк. Мы поставили перед собой высокие цели, казавшиеся тогда нереальными. Первыми участниками оркестра стали студенты колледжа, и мало кто верил, что такие сложные задачи им по плечу. Но высокие цели, как известно, рождают высокую энергию! Нам повезло, что в 2003 году, буквально через два месяца после того, как мы собрались на первую репетицию, Владимир Спиваков пригласил наш оркестр на свой фестиваль «Созвездие юных». Нас сразу заметили, и уже через два месяца Московская филармония пригласила нас выступить в Малом зале Московской консерватории с нашей первой программой «Рождение оркестра». Огромную роль в становлении коллектива сыграл Юрий Башмет, который каждый год участвовал со своим ансамблем «Солисты Москвы» в концертах Фонда Русского Исполнительского Искусства «Новый век русского исполнительского искусства», а иногда и объединял свой ансамбль с нашим новорожденным коллективом ради этих концертов. Это же бесценный опыт для молодых музыкантов! Контакт с выдающимся музыкантом и солистами его ансамбля творил чудеса: видя пример для подражания, наши студенты преображались буквально на глазах и двигались к высотам мастерства семимильными шагами. Оркестр быстро приобрёл популярность, стал востребованным, посыпались предложения из разных регионов России и других стран.
— Много ли стран повидал оркестр за годы своего существования?
— Мы объехали почти всю Европу и страны Азии – гастролировали в Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Китае, Монако, Прибалтике, Украине, Франции, Черногории, Швеции, Южной Корее, Японии. И всюду нас тепло принимали. Оркестр стал базовым коллективом Международного фестиваля российско-итальянской культуры «Очи чёрные», который с 2013 года ежегодно проходит в итальянском термальном городе-курорте Монтекатини Терме. Оркестр давал концерты на Санкт-Петербургском экономическом форуме, сессии Европарламента в Страсбурге, саммите стран БРИКС в Москве. В 2017 году перед Рождеством по приглашению фортепианного педагога Рены Шерешевской мы побывали во Франции на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d’Artistes, который она проводит в городке Таверни, в 22 километрах от Парижа. Публика устроила нам овацию и долго не отпускала. Аплодисменты не смолкали даже после того, как мы, сыграв несколько «бисов», ушли со сцены. Нас пригласили выступить в следующем году не только во Франции, но и в других странах Европы.
— Ради чего был создан оркестр? Чтобы студенты выходили из учебного заведения уже готовыми к профессиональной жизни?
— Именно так. Занятия в студенческом оркестре два раза в неделю могут дать студенту лишь азы – представление о профессиональных задачах, но не могут обеспечить навыков ансамблевой игры, не дают опыта концертной практики. Поэтому предпрофессиональная подготовка или стажировка жизненно необходима молодым музыкантам. То, что наш коллектив уже 15 лет существует на общественных началах, лишний раз доказывает эту необходимость. За эти годы через оркестр прошли более 200 музыкантов, и все заняли хорошие позиции в ведущих симфонических оркестрах. Среди наших выпускников концертмейстеры и помощники концертмейстеров государственных коллективов, есть и солисты. Скажем, Анастасия Тимошенко – ассистент-стажёр «Ипполитовки», первая скрипка Всероссийского юношеского оркестра под управлением Юрия Башмета и артистка его же оркестра «Новая Россия» неоднократно выступала с этими коллективами как солистка и солировала в дуэте с маэстро Башметом. Вот уже несколько лет бессменный концертмейстер нашего оркестра Светлана Безотосная, ассистент-стажёр и уже преподаватель института, активно концертирует в России и за рубежом. Сотрудничество с выдающимися солистами и дирижёрами помогает молодым музыкантам самоутвердиться в профессии. Имея такой опыт им уже не страшно работать в коллективах самого высокого уровня. Словом, опыт работы в Московском молодёжном камерном оркестре помогает нашим выпускникам в жизни. Порой известные оркестры приглашают наших выпускников даже без конкурса. Потому что знают, что в ММКО они проходят хорошую школу, какую в обычном учебном процессе студенты получить не могут. Здесь и психологическая подготовка, и развитие мышления, скорости реакции, сноровки. Они приближаются к уровню мастерства, который требуется им в профессиональной жизни.
— В составе оркестра только студенты «Ипполитовки»?
— Изначально были только «ипполитовцы», позже в основной состав влились стипендиаты Фонда «Русское исполнительское искусство». Стипендиаты тоже изъявили желание играть в студенческом оркестре, в результате получилась «сборная Москвы», куда вошли лучшие из лучших: стипендиаты Фонда, выпускники «Ипполитовки», Московской государственной консерватории и других музыкальных вузов.
— Значит у вас оркестр – не обязательная дисциплина, куда студентов загоняют палкой? Дескать: не посещаешь оркестр – диплом не получишь.
— Что вы, желающих играть в нашем оркестре больше, чем мы можем принять. Отбираем самых способных и работоспособных. Причём у нас правило: претендовать на участие в оркестре могут лишь те, у кого по специальности отличные отметки. Важно, чтобы оркестровый опыт способствовал динамичному развитию исполнительских качеств студентов в качестве солистов. И мы контролируем это вместе с педагогами по специальности.
— Кто из известных солистов – отечественных и зарубежных играет с оркестром?
— Молодые оркестранты играли и продолжают играть с выдающимися исполнителями и дирижёрами мира. С нами играли знаменитая французская пианистка Брижит Анжерер, пианисты Валерий Афанасьев, Екатерина Мечетина, Никита Мндоянц, Николай Петров, Екатерина Сканави, скрипачи Максим Венгеров, Александр Запольский, Сергей Кравченко, Олег Крыса, Вадим Репин, Сергей Стадлер, Виктор Третьяков, Дора Шварцберг, виолончелисты Борис Андрианов, Борислав Струлев, Денис Шаповалов, джазовые музыканты – Игорь Бутман, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Бранис Маккензи, Борис Фрумкин, баянисты Фридрих Липс и Айдар Гайнуллин. Дирижёры Юрий Башмет, Паоло Вальери, Валерий Гергиев, Питер Дамбровски, Жан-Жак Канторов, Владимир Понькин, Юрий Симонов, Саулюс Сондецкис управляли нашим коллективом в разные годы.
— По какому принципу вы подбираете репертуар?
— В части выбора репертуара есть три подхода. Первый – учебный, в основе которого лежит базовый методический материал. Молодые оркестранты должны знать основы классического репертуара. Поэтому мы постоянно играем симфонии Гайдна и Моцарта, концерты Вивальди, на примере которых молодёжь приобретает важные навыки ансамблевой игры, штриховой техники, вырабатывает чувство стиля, развивает музыкальный вкус. На таких композиторах зиждется школа ансамблевого и оркестрового исполнительства.
— Значит, «Времена года» Вивальди сыграют – ночью разбуди?
— Безусловно! И оркестр, и солисты для «Времён года» Вивальди у нас всегда подготовлены. И не только Вивальди, но и «Времён года» Чайковского и Пьяццоллы.
Второй подход к подбору репертуара – это инициатива студентов и влившихся в оркестр стипендиатов. Поскольку коллектив молодёжный, то идеи у них возникают спонтанно. От ребят исходит такой поток инициативы, с которым порой трудно совладать!
Однажды студентка вокального отделения института Ольга Балашова предложила поставить монооперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос», где сама же и спела вокальную партию. Созданный по её инициативе спектакль, где солистка соединила вокал, хореографию и пластику, получился настолько своеобразным, что в 2009 году его выдвинули на соискание национальной театральной премии «Золотая Маска» наряду с постановками Мариинского театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Пермского театра оперы и балета. Оказаться в одной номинации с такими маститыми театрами – уже достижение. Сразу после премьеры Ольгу Балашову стали приглашать лучшие дирижёры и оркестры, и она уехала в Европу, даже не закончив институт.
Есть и третий путь пополнения репертуара – сотрудничество с современными композиторами. Свои произведения оркестру подарили Сергей Дрезнин, Александр Запольский, Ефрем Подгайц, Юрий Потеенко, Александр Раскатов. Мы много лет успешно играем «Фантазию» Владимира Мишле на темы Геннадия Гладкова из кинофильма «Обыкновенное чудо». Это эксклюзивное сочинение стало нашим талисманом. Играем другие «Фантазии» – на темы песен Любови Орловой из киномузыки, на темы песен Булата Окуджавы, на новогодние темы. Александр Раскатов сочинил цикл The Season Digest по мотивам «Времён года» П.И.Чайковского и охарактеризовал его как «Взгляд на «Времена года» Чайковского из XXI века с точки зрения испорченной экологии». Сочинение посвящено Гидону Кремеру, который первым исполнил его со своим камерным оркестром «Кремерата Балтика» / Kremerata Baltica. Композитор оказал честь и нашему оркестру исполнять этот цикл. Изящная, тонко написанная, оригинальная вещь с новой свежей звукописью принесла пользу молодому коллективу, повлияла на расширение творческого диапазона.
Александр Запольский, известный в Европе скрипач, композитор, аранжировщик, профессор Датской академии музыки, мой однокашник и друг юности, сделал для нашего камерного состава оркестровку фортепианных пьес П.И.Чайковского из цикла «Детский альбом». Мы подготовили сюжет под названием «Один день ребёнка в дворянском доме», сделали текстовые подводки, которые читал актёр Вениамин Смехов, и успешно гастролировали с этим проектом по Сибири. Музыкальная история воспринимается «на ура» детьми, родителями и дедушками с бабушками! Чайковский, сочинивший «Детский альбом» для племянников, хотел, чтобы дети под эту музыку резвились, фантазировали, разыгрывали сценки, словом – играли. И наша оркестровая версия близка к тому, что задумал композитор.
Ефрем Подгайц посвятил мне ноктюрн – сольную пьесу «Музыка для Вороны с оркестром» и написал для нашего оркестра музыкальные сказки. Особенно любопытна «Странная струнная сказка», где между музыкальными инструментами завязывается диалог, возникает интрига, дети вовлекаются в игру и начинают на слух распознавать, какой инструмент-персонаж звучит. Интерактивная музыкальная сказка знакомит малышей с инструментами струнного оркестра.
Вот по таким принципам и формируется наш репертуар.
— Можете поделиться творческими планами?
— В 2018 году, в следующем концертном сезоне, оркестру исполнится 15 лет – грядёт юбилейный год. Мы рады, что коллектив занял заметное место в концертной жизни. Наши планы сформированы на два года вперед. Есть детский филармонический абонемент, участие в фестивалях Фонда Спивакова, Международном фестивале российско-итальянской культуры «Очи чёрные», Церемонии вручения Международной премии в области музыкальной педагогики им. М.М.Ипполитова-Иванова. К юбилею мы разработали проект «Музыкальный образовательный театр», где хотим создать серию музыкальных образовательных сказок, театрализованных представлений, приобщающих в игровой форме молодёжь к национальной и мировой музыкальной культуре. Мы получили много приглашений на гастроли из российских регионов и разных стран. Оркестр выступил с молодёжной инициативой провести гастрольный тур по странам Европы и Азии «Путь к согласию». Общение со сверстниками из разных стран ведёт к взаимному обогащению культур, укрепляет дружбу и помогает представить лицо России как страны великой культуры. Если оркестр обретёт государственную или спонсорскую финансовую поддержку, у нас будет плодотворный и насыщенный событиями год. Состоится юбилейный концерт в Москве, в котором примут участие нынешние и будущие звёзды мирового исполнительского искусства!
Беседовала Лилия Ященко