Валерий Ворона дал интервью порталу ClassicalMusiсNews

Валерий Ворона дал интервью порталу ClassicalMusiсNews

Интервью состоялось после того, как в Копенгагене, в Концертном зале датского радио, одном из самых престижных на планете, выступил российско-датский молодёжный камерный оркестр, инициатором создания которого стал Валерий Ворона – настоящий подвижник.

Будучи ректором Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова и руководителем фонда «Русское исполнительское искусство», он упорно и методично доказывает всему миру преимущества российской исполнительской школы и ратует за сохранение традиций отечественного музыкального образования, которые и вывели Россию в мировые лидеры в этой сфере.

— Расскажите, как вам удалось построить культурный мост между Россией и Данией?

— Это очередное детище нашего института и Фонда «Русское исполнительское искусство». Создавая фонд более 25 лет назад, в переломный момент нашей истории, мы решили провести эксперимент: что может сделать одна организация без поддержки государства для осуществления своих идей и проектов, извлекая возникшие в результате демократизации общественные ресурсы?

Сами находили финансирование, сами придумывали проекты и сами их осуществляли. За 25 лет сделали многое, в том числе и для того, чтобы продемонстрировать преимущества российской исполнительской школы во всём мире.

На мой взгляд, нам удалось доказать, что настали новые времена, когда можно действовать самостоятельно, а не брюзжать на кухне, как в советские времена, что у тебя связаны руки. Все проекты мы доводили до конца, чего бы нам это ни стоило. Один из них – «Молодые музыканты России и…» разных стран, скажем, «Молодые музыканты России и Америки», России и Франции, России и Японии, России и Италии.

Россия и Дания взаимосвязаны исторически, на уровне царской семьи: супругой императора Александра III была датская принцесса Мария Дагмар. Датское посольство поддерживало наши проекты и содействовало их осуществлению: датские музыканты участвовали в наших концертах и фестивалях, солисты Московского молодёжного камерного оркестра играли с Молодёжным датским оркестром в Дании.

Когда датская делегация гостила в Москве, мы приглашали лучших профессоров Московской консерватории, Академии им. Гнесиных и института им. Ипполитова-Иванова для проведения мастер-классов, которыми датские музыканты остались очень довольны. Так возникла идея выстроить мост молодёжной музыкальной культуры между Россией и Данией, включающий творческую школу, обмен мастер-классами лучших педагогов наших стран.

— Чем проект «Молодые музыканты России и Дании» отличается от предыдущих, где проводились лишь совместные концерты и фестивали?

— Мы создали российско-датский молодёжный симфонический оркестр на базе Московского молодёжного камерного оркестра и Молодёжного датского оркестра. Выступали на посольских вечерах в музее-усадьбе «Царицыно», где присутствовал посол Дании и другие представители дипломатического корпуса, играли в концертном зале «Филармония-2».

Программу составили из сочинений всемирно известных скандинавских композиторов Эдварда Грига, Карла Нильсена и нашей национальной гордости Петра Чайковского, играли его Симфонию № 5 и «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. Датской программой дирижировал я, российской – датский дирижёр Мортен Рюэлунд, основатель их молодёжного оркестра.

Дали четыре концерта в Копенгагене и городе Орхус, втором по величине после датской столицы. Везде – аншлаги, восторженный приём публики.

— Зритель в каждой стране особенный в силу менталитета, воспитания. Чем удивили датчане?

— Было два варианта программы – двухчасовая для взрослых и сокращённая в одном отделении для детей. Ведущий – звезда датского телевидения, столь же популярный и любимый в этой стране, как некогда была у нас «тётя Валя», Валентина Леонтьева из передачи «Спокойной ночи, малыши!» – в живой, лёгкой и доступной для детей форме рассказывал о прозвучавших сочинениях.

Дети слушали его, раскрыв рты! Реагировали живо и непосредственно, как на спектаклях и увлекательных сказках с сюжетными интригами. Такая реакция на серьёзную музыку нас поразила.

— Где проходили ваши концерты?

— В Копенгагене в Концертном зале датского радио, одном из самых престижных на планете, поскольку он считается одним из самых совершенных с точки зрения акустики и ультрасовременных с точки зрения технического оснащения, зал вмещает 1800 зрителей.

Руководством зала разработана молодёжная программа, цель которой – знакомить с музыкальными шедеврами и приобщать к академической музыке широкие слои молодёжи, не занимающейся музыкой профессионально. Ведётся умелая, комплексная, системная работа: школы и предприятия стремятся попасть на концерты, потому что это престижно! Очередь выстраивается на месяцы вперёд.

Предприятия поощряют сотрудников, посещающих концерты академической музыки, предлагают им льготные, а иногда и бесплатные билеты. Потому что у людей, интересующихся классикой, развивается творческое мышление, им свойственны предприимчивость, смекалка, интуиция, что положительно сказывается на результатах труда. Они лучше работают! Поэтому работодателям выгодно поощрять увлечение классикой.

Кстати, то же самое мы ощутили и в Японии. Когда прилетели туда с Московским молодёжным камерным оркестром, нас никто не знал, однако шесть концертов прошли с аншлагами. Я удивился: «Как удаётся заполнить залы?». Объяснили: «Предприятия, заинтересованные в том, чтобы сотрудники слушали классику, приобретают и частично оплачивают билеты».

Напомню, что Ипполитов-Иванов, будучи ректором Московской консерватории, ещё в годы гражданской войны, когда закладывалась основа отечественной образовательной системы, во многом благодаря его личным усилиям, разрабатывал аналогичные программы для детей и рабочей молодёжи, военных и служащих, чтобы привлечь широкие слои населения к академической культуре.

Сегодня это оказалось актуальным, как никогда! Потому что наша молодёжь оторвана от национальных достижений в сфере классической музыки.

— Разве оторвана? Филармонические залы в обеих столицах заполнены, в российских городах – и подавно. Люди в провинции так радуются столичным гастролёрам! Чего же ещё желать?

— Залы заполняют преимущественно люди старшего поколения. Из молодёжи на концерты чаще ходят учащиеся профессиональных музыкальных учебных заведений. Большинство же молодых людей академической музыкой не интересуются, что не может не тревожить.

В странах Запада и Азии осознали, что благодаря молодёжи, ориентированной на академическую музыкальную культуру, в обществе формируется насыщенная интеллектуальная среда, что ведёт к прогрессу во всех областях – в науке, спорте, искусстве. У молодых людей, интересующихся серьёзной музыкой, нет сомнительных интересов и нездоровых отклонений, потому что они поглощены подлинной культурой и личностным развитием. Им некогда отвлекаться на всякую ерунду! Тогда и в обществе, где культура в приоритете, появляется стабильность.

За рубежом молодые люди, занимающиеся музыкой профессионально – это, как правило, одержимые люди! Самоотверженно работают над собой, берут уроки у лучших педагогов и каждый урок записывают на видео. Стремятся усвоить всё лучшее, что есть в мире.

— Неужели Россия в этом смысле безнадёжно отстала?

К счастью, пока ещё нет. Россия давно сделала выбор в пользу культуры. Убеждён, в этом и есть наша национальная идея. Мы более 150 лет остаёмся главными инициаторами и генераторами мировых процессов в музыкальной сфере.

Как создавалась русская исполнительская школа? Вкладывались немалые средства, приглашались лучшие музыканты и педагоги со всего мира, строились оперные театры, консерватории, концертные залы. В советский период создалась мощная система музыкальных учебных заведений. Россия стала очагом воспитания талантов мирового уровня.

Моё поколение застало «золотой век», когда в Советском Союзе творили наши соотечественники – титаны мировой музыкальной культуры. И на моём же веку линия развития в нашем деле пошла вниз.

Самое опасное произошло в 1990-е годы: изменились приоритеты, музыкальная культура оказалась на периферии общественного сознания. Профессия музыканта утратила престиж, перестала кормить. И сегодня сложилась ситуация, когда мы можем утратить наше лидерство и одно из важнейших конкурентных преимуществ, которого Россия добилась благодаря усилиям многих поколений просвещённых россиян.

Теперь, когда именно благодаря нашей стране во всём мире поняли, какой колоссальный эффект даёт музыкальное образование для развития общества, нам у себя надо доказывать, что достижения отечественной исполнительской школы – это наше национальное достояние!

В Китае, Корее, Японии и других странах в музыкальное образование вкладывают огромные средства – а там люди деньги на ветер не бросают, – и строят целые музыкальные города…

— Музыкальные города?! И как они выглядят?

— Роскошные концертные залы, консерватории, колледжи, центры искусств, общежития на уровне пятизвёздочных отелей, сервис на высочайшем уровне – на лучших курортах мира такого не увидишь. В зданиях потрясающая оснащённость музыкальными инструментами, техникой, есть внутреннее телевидение и все возможности для интерактивного обучения. Там XXII век. И в это вовлечены тысячи людей!

В Китае вообще речь идёт об обязательном музыкальном образовании. И мы уверены, что за этим будущее.

Опыт России изучили и успешно внедряют во всём мире, значит нам, чтобы не утратить своё лидерство, надо учитывать конъюнктуру и адекватно реагировать!

— Правильно, Китай внедряет обязательное музыкальное образование, а в Департаменте культуры Москвы недавно задались вопросом: «Нужны ли музыкальные школы, в том виде, в котором они существуют сейчас? Может, не надо преподавать детям сольфеджио?» Тут такая волна возмущения общественности поднялась! Даже Президент Путин вынужден был вмешаться и заверить, что музыкальные школы не превратятся в развлекательные кружки.

— Думаю, всем очевидно, что глава государства понимает значимость музыкального образования для развития общества и заинтересован в сохранении авторитета России как страны великой культуры. Доказательство тому – появившиеся новые концертные залы в Москве и Петербурге, выделены средства на реконструкцию консерваторий. Надеемся, и нашему институту, взрастившему множество всенародно любимых музыкантов, помогут в честь его грядущего 100-летия.

Так неужели же мы своими руками разрушим то, в чём наша страна лидирует на мировой арене?! Скажем, Бразилия куёт спортивные кадры – бразильских футболистов покупает весь мир, а Россия поставляет всему миру лучших музыкантов!

— Об уровне культуры внутри нашей страны тоже хорошо бы позаботиться, не так ли? Не всё же ковать кадры для зарубежных продюсеров.

— Положительное влияние музыки на общее развитие ребёнка давно научно доказано. Малыши, занимающиеся музыкой, вырастают более коммуникабельными и адаптируются в обществе лучше других детей. Ребёнок, освоивший нотную грамоту и игру на любом музыкальном инструменте, видит мир более красочно – в богатом спектре оттенков и нюансов, он более чуток и восприимчив в отношении тонких материй, у него развита духовность, открывается седьмой орган чувств или «третий глаз», которого нет у остальных. Он обладает высокой скоростью мышления. В его мозг, образно говоря, встроен компьютер повышенной мощности с более широкими возможностями.

С медицинской точки зрения музыка тоже даёт положительный эффект. Поэтому музыкальное образование нынче в тренде во всём мире: родители придают ему огромное значение и не жалеют средств. Даже если ребёнок не станет великим музыкантом, жизнь его станет более разнообразной и счастливой, а окружающие будут проявлять к нему больше интереса и внимания.

— Обидно, что великие музыканты, получив в России блестящее образование, уезжают жить за рубеж…

— Естественно, получив заслуженную международную известность, музыканты подписывают контракты с зарубежными продюсерами. А могли бы подписывать с нашими агентствами! Тогда Россия извлекала бы гораздо больше выгоды – не только культурной, но и экономической.

В советские времена Госконцерт привлекал большие валютные средства за счёт выступлений наших выдающихся музыкантов за рубежом. Если мы будем поддерживать наши таланты – богатейший ресурс нашей страны, обеспечивать их гастрольными поездками, репетиционной базой, вкладывать деньги в их рекламу и продвижение, то средства, вложенные в обучение музыкантов, будут возвращаться в Россию.

Можно научным путём доказать, что вложения в эту сферу целесообразны и косвенно приносят дивиденды во всех областях.

— От планетарных и государственных масштабов вернёмся к итогам вашего сотрудничества с датчанами. Какие планы на будущее?

— Наши молодые оркестранты извлекли огромную пользу из общения с датчанами: практика и творческое общение даёт иногда больший эффект, чем ежедневный и монотонный учебный процесс. Они сделали огромный рывок! Ребята посмотрели страну, узнали местные обычаи, побывали на экскурсиях. Общение с людьми другой страны, других культурных традиций обогащает. Осенью мы будем давать в Дании мастер-классы.

— Выдающиеся музыканты порой выражают скептическое отношение к мастер-классам: дескать, чему можно научить за час?

— Знаю. Мой учитель, друг и соратник Валентин Берлинский тоже скептически относился к публичным мастер-классам. Но именно к публичным, потому что считал этот процесс интимным, а не показным.

Однако обмен опытом необходим: мы изучаем преимущества датчан, они изучают наши сильные стороны. Пригласить ведущих зарубежных профессоров на длительную преподавательскую работу на их финансовых условиях, как это было в царской России, мы не в состоянии. Получается, обмен опытом в форме мастер-классов, творческих школ остаётся для нас, пожалуй, основной возможностью общаться с зарубежными мастерами и оставаться на острие современных тенденций.

Мастер-классы культивируются во всём мире. Правда, есть и отрицательная сторона. За рубежом молодёжь стремится взять как можно больше мастер-классов, чтобы писать в резюме: брал мастер-классы у таких-то звёзд. Но каждый педагог говорит своё – вроде бы и то хорошо, и это правильно. Юный неопытный исполнитель не всегда способен выработать собственную позицию и порой теряется.

У нас же, наоборот, не принято бегать от одного педагога к другому. Наша традиция культивирует родительский подход к учащимся. Поэтому, получив мастер-класс, наш студент может со своим единственным (!) наставником обсудить, осмыслить и понять, что есть ценного и полезного в советах зарубежного мастера.

В 2019 году институт им. Ипполитова-Иванова отмечает 100-летие. Мы стремимся воплотить в жизнь идеи отца-основателя института, актуальные и сегодня. Наша цель – приобщить широкую аудиторию к академической музыке. И если не ценить то, что сделали наши предшественники для пополнения российской и мировой музыкальной сокровищницы, мы не сможем идентифицироваться как нация великой культуры.

Беседовала Лилия Ященко